Более 70% федеральных дорог требуют ремонта

Более 70% федеральных дорог требуют ремонта
19 января 2016

До 40% ДТП происходит на участках дорог, «не соответствующих режимам движения», то есть на плохих по качеству трассах, констатировали ученые экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в направленной в правительство аналитической записке «О ситуации с безопасностью дорожного движения в РФ и первоочередных мерах по ее улучшению…» . Как говорится в документе, ремонта требуют около 70% федеральных дорог. Для исправления ситуации ученые предлагают привлекать для этих целей новые источники финансирования, заключать концессионные соглашения и контракты жизненного цикла.

Авторы исследования полагают, что главное в обеспечении безопасности на дорогах — качество самих дорог.

«Официальная статистика не отражает полную роль влияния дороги на ДТП, что служит оправданием для существенного снижения расходов на мероприятия по повышению уровня безопасности дорожного движения при строительстве новых дорог или реконструкции старых. Участки дорог, которые не соответствуют режимам движения на всем протяжении, становятся местами сосредоточения ДТП. В России считается, что протяженность таких мест невелика и не превышает 2–5%, вместе с тем на этих участках происходит до 40% ДТП», — пишут ученые.

Они также отмечают, что «больше половины протяженности автодорожной сети не отвечает требованиям существующих норм и правил».

— В настоящее время в режиме значительных перегрузок находятся 4 тыс. км федеральных дорог, около 70% федеральных дорог требуют проведения ремонтных работ, более 50% этих дорог нуждаются в усилении дорожной одежды, — в улучшении ровности покрытия, а на 40% необходимо выполнить работы по обеспечению необходимого коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорогой. Сеть отечественных автомагистралей отстает в своем развитии от мирового уровня на 40–50 лет, — говорится в исследовании.


Кроме того, неудовлетворительно не только качество, но и количество дорог в стране: по экспертной оценке ученых, для обеспечения нормального функционирования экономики страны необходимо минимум 1,5 млн км автомобильных дорог, при этом сейчас имеется только 544 тыс. км (без муниципальных и частных, по официальным данным Росавтодора).

— По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 3,8 км на 1 тыс. жителей, что ниже, чем во многих других странах. Так, в Германии данный показатель составляет около 8 км, в США — 21 км, в Финляндии — около 10 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей, — отмечается в исследовании.

Ученые добавляют, что, по статистическим данным Росавтодора, более 40 тыс. населенных пунктов с общим населением около 15 млн человек не имеют связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. В отдельных регионах, включая Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ и др., не создана опорная сеть автомобильных дорог.

По мнению ученых, для решения сложившейся ситуации властям необходимо увеличить финансирование ремонта и строительства дорог. Отмечается, что стоит количество средств увеличится с 2016 года благодаря внедрению «Платона». Кроме того, предлагается развивать государственно-частное партнерство в строительстве автомагистралей (путем заключения концессионных соглашений, контрактов жизненного цикла), обеспечить гласность процедуры формирования плана дорожных работ и расхода «дорожных» денег.

Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ Константин Трофименко согласен с оценкой российских автомагистралей коллегами из РАНХиГС.

— У нас очень слабо финансируется ремонт и строительство дорог — выделяется меньше 1% ВВП, когда в развитых крупных странах это несколько процентов ВВП, — отмечает Трофименко.

При этом эксперт добавляет, что реализовать предложенную коллегами модель решения проблемы будет непросто.

— Очереди из инвесторов, желающих вложиться в дорогостоящее строительство, у нас пока не выстраиваются. Окупаются такие проекты только через 30–40 лет. Кроме того, например, в азиатских странах у инвесторов не спрашивают, откуда у них такие деньги, а у нас это своеобразное приглашение налоговой проверки, — поясняет Трофименко.

Координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов обратил внимание, что сейчас не существует реальной ответственности за качество дорог ни для чиновников, ни для водителей.

— Действительно, примерно каждое второе ДТП происходит при неудовлетворительных дорожных условиях. Гаишники в этом случае обвиняют водителя и говорят, что условия сопутствовали. Здесь есть интересный момент: по правилам водитель должен выбирать безопасный скоростной режим. Но в условиях, когда тебе надо ехать, а дорога в ужасном состоянии, это провокация водителя на нарушение. Либо ты двигаешься с безопасной скоростью 30 км/ч, либо берешь на себя ответственность. Пока за ДТП из-за качества дороги не начнут отвечать сами дорожники, причем реально отвечать — допустим, в тюрьму садиться, — проблема с места не сдвинется, — считает Шкуматов.

При этом в ГИБДД считают, что главные виновники дорожных инцидентов — водители. Согласно официальной статистике ведомства, из 166 тыс. ДТП за январь–ноябрь 2015 года 143 тыс. аварий (86%) произошли «из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств».

В Росавтодоре отмечают, что к ведению агентства относятся только 48,1 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

- Росавтодор считает необходимым отметить, что на подведомственной ему федеральной дорожной сети по итогам 2015 года благодаря реализации совместной программы с Госавтоинспекцией по ликвидации очагов аварийности на федеральных трассах удалось на 20% сократить количество ДТП по причине неблагоприятных дорожных условий. При этом на 16% уменьшилось количество погибших в таких авариях, - сообщили в пресс-службе Росавтодора.

Там добавили, что, по оценке агентства, проведения ремонта и капремонта требуют только 35% трасс, а не 70%, как утверждают ученые. Также в пресс-службе Росавтодора отметили, что в 2015 году протяженность федеральных трасс увеличилась на 15%, и в соответствии с поручением президента об удвоении объемов дорожного строительства в период до 2022 года будет расти и дальше.

В пресс-службах Министерства транспорта РФ и ГИБДД результаты исследования ученых не прокомментировали.


					
Источник:  http://izvestia.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.dorogibezproblem.ru/~p5sfm

Возврат к списку