Порядок на дороге наведут штрафами, запретами и полномочиями

Порядок на дороге наведут штрафами, запретами и полномочиями
14 марта 2016

14 марта президент Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета, посвященного безопасности дорожного движения. Последний раз эта тема обсуждалась на президентском уровне в 2005 году, когда утверждалась ФЦП по борьбе с аварийностью на дорогах.

За последние десять лет, по словам господина Путина, на российских дорогах погибли 350 тыс. человек. "Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать", - отметил президент.

Полномочия и штрафные деньги

Владимир Путин затронул несколько важных тем, и теперь исходя из сказанного можно сделать вывод, на чем власти сконцентрируют свои усилия в ближайшее время.

Первая тема — это передача полномочий по администрированию правонарушений от МВД регионам. Дискуссия об этом ведется уже несколько лет. Москва в лице департамента транспорта хочет самостоятельно оформлять все нарушения ПДД, зафиксированные на камеры, без участия ГИБДД. Мэрия считает, что гаишники с этой задачей не справляются. Большинство правозащитников против этого, опасаясь значительного прироста числа выписываемых штрафов, многие из которых незаконны. Тем не менее Владимир Путин в своем выступлении встал на сторону города. "Просьба звучит от руководителей ряда субъектов федерации,— рассмотреть вопрос о передаче им части полномочий по администрированию штрафов,— заявил президент.— Наверное, об этом тоже можно подумать, имея в виду, что основную работу как раз муниципальные и региональные власти и проводят по этому направлению". Соответствующий законопроект внесли в Госдуму еще в прошлом году. После заявления президента законопроект, вероятно, будет принят в ускоренном порядке.

При этом президент согласился с идеей Минтранса направлять 100% собранных штрафов в региональные дорожные фонды, которые на данные момент наполнены на 15% от необходимого объема. Сейчас эти деньги идут просто в бюджеты, однако тратятся на усмотрение местных властей. "Сейчас в 30 регионах, насколько я понимаю, деньги из дорожного фонда забирают, они используются нецелевым образом, если так можно сказать, потому что целевым образом не установлена эта норма",— пояснил помощник президента Андрей Белоусов. Заместитель главы Минфина Леонид Горнин заявил, что ведомство поддерживает идею "окрасить" штрафные деньги. "Поскольку Минфин не возражает, то давайте так и сделаем",— подытожил президент.

"Продолжаю считать, что передача полномочий по администрированию штрафов — мера неправильная,— заявил главный оппонент столичного департамент транспорта, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.— Но думаю, что, исходя из слов президента, нельзя делать вывод, что вопрос уже решенный. Впереди еще большой объем работы, еще будет проведен анализ этого предложения. Да и потом, если полномочия и передадут, то практика все равно покажет, какая сторона была права".

Европротокол и фальшивое ОСАГО

Еще одна тема — это применение европротокола, оформления мелких аварий без участия ГИБДД. Для этого ущерб для поврежденной машины не должен превышать 50 тыс. руб. За прошлый год доля ДТП, оформленных по европротоколу, выросла с 11% до 25%, страховщики хотят довести этот показатель до 40–50%. Владимир Путин заявил, что необходимо обеспечить "массовое оформление незначительных происшествий без участия ГИБДД". «Сегодня не все участники движения готовы к таким самостоятельным действиям, но за ними — будущее. И эти принципы скоро станут такими же привычными, как страхование машин». Заместитель главы МВД Дмитрий Миронов (курирует безопасность дорожного движения вместо недавно ушедшего Виктора Кирьянова) заявил, что с 1 января 2017 года ведомство планирует "полностью" перейти на европротокол при оформлении ДТП.

Президент также затронул проблему фальшивых полисов ОСАГО. "Прошу Банк России и страховые компании принять действенные меры, чтобы предотвратить распространение фальшивых страховок,— заявил Владимир Путин.— Эта проблема в последнее время приобрела массовый характер и наносит ущерб не только гражданам, но и репутации самого страхового дела". Президент РСА Игорь Юргенс заявил, что ущерб страховщиков от фальшивых полисов составляет 5 млрд руб.

Ужесточение штрафов

Не обошлось и без конкретных предложений со стороны президента. В частности, обсуждая проблему водителей, которые не уступают дорогу пешеходам, он призвал усилить штраф за это деяние (действующая санкция — 1,5 тыс. руб., ст. 12.18 КоАП РФ). "Снижение смертности в ДТП — это наша главная задача,— заявил Владимир Путин.— Так, по-прежнему много людей гибнет на пешеходных переходах. В прошлом году — более 1 тыс. человек. Считаю, что нужно повысить ответственность водителей за нарушение правил на пешеходных переходах".

В целом, по словам президента, ужесточение наказание показало себя, как эффективный метод. "Понятно, что воспитание культуры — это процесс длительный, поэтому он должен идти параллельно с ужесточением наказаний за нарушения,— заявил Владимир Путин.— Мы видим на практике, что именно эти меры помогли решить проблему с ремнями безопасности, например, заставили устанавливать в салонах машин кресла для детей или, как говорят специалисты, удерживающие устройства".

По итогам госсовета господин Путин поручил правительству подготовить «план мероприятий по комплексному, системному решению этой проблемы». Подобный план и утвержден премьером Дмитрием Медведевым в августе 2015 года: после Госсовета, вероятно, президенту будет представлен другой, и доработанный, документ.

Грузоперевозки

Часть мер, которые, вероятно, будут заложены в этом плане, уже пояснил заместитель главы МВД Дмитрий Миронов. По его словам, для борьбы с аварийностью с участием большегрузного транспорта МВД планирует запретить регистрировать грузовики и автобусы физлицам. "Важно сформировать систему, которая обеспечивала бы допуск к перевозкам пассажиров и грузов только водителей, обладающих соответствующей квалификацией,— заявил он.— Речь идет о создании нормативной основы и учебных центров, обеспечивающих подготовку, переподготовку и подтверждение профессиональной пригодности категории водителей. Кроме этого, прорабатывается вопрос о запрете регистрации автобусов и грузовых автомобилей за физическими лицами. В этом случае водители данных транспортных средств будут обязаны соблюдать требования по безопасной организации перевозочного процесса". Отметим, что, по данным ГИБДД, на сегодняшний день из 7 млн грузовиков и автобусов разных типов 4,2 млн зарегистрировано на физических лиц.

Министр транспорта Максим Соколов, в свою очередь, назвал целесообразной идею возврата "к лицензированию перевозок пассажиров по заказу или для собственных нужд, в том числе перевозок школьными автобусами". А уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, выступая на президиуме, предложил внести поправки в ПДД и КоАП, запретив оставлять в припаркованном автомобиле малолетнего ребенка или ребенка определенного возраста и введя отдельный штраф за это нарушение.

Что касается идеи МВД запретить регистрацию грузовиков на физлица, то, по мнению депутата, у этого предложение есть две стороны медали. "Действительно, юридические лица несут больше ответственности, об этом давно говорят и ГИБДД, и Минтранс,— пояснил господин Лысаков.— Однако есть люди, у которых грузовики есть в личном пользовании, коммерческим извозом они не занимаются. Запретить покупать грузовики было бы неправильным. Отделить их друг от друга можно только лицензированием".

"Вопрос ведь не к физлицам, вопрос к государству, у которого нет эффективного контроля за перевозчиками,— говорит глава профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко.— Поэтому ни к чему этот запрет не приведет. Если сейчас можно все вопросы решить через взятки по знакомству, то и будет также. Будет создана просто очередная коррупционная схема. Все эти бурная имитация деятельности, не более того". Система лицензирования перевозок, по словам господина Войтко, бы отменена как раз из-за высокого уровня коррупции и низкой эффективности.

"Запрет имеет право на жизнь и даст положительный эффект,— считает начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин.— Это заставит перевозчиков выйти из тени, показать свои расходы и доходы. Также к этой мере необходимо ввести и лицензии на перевозки. Совокупность данных мер позволит полностью контролировать деятельность по междугородним и городским перевозкам, их качество и ответственность исполнителей. К тому же, эта мера позволит более жестко контролировать загруженность дорог, отчисления в фонд государства и понятно и прозрачно нормировать рабочий день водителя. Конечно, это имеет и обратную сторону — тарифы. Они неизбежно вырастут, но с другой стороны это поставит в одни рамки белый и серый бизнес".



					
Скачать:  http://www.kommersant.ru">
Короткая ссылка на новость: http://www.dorogibezproblem.ru/~tFH6S

Возврат к списку