В организации движения на российских дорогах много нелепостей. Поворот на красный по ошибке, или Как власти игнорируют ГОСТ Р 52282-2004

В организации движения на российских дорогах много нелепостей. Поворот на красный по ошибке, или Как власти игнорируют ГОСТ Р 52282-2004
20 февраля 2014
Несколько месяцев назад я написал статью об опаснейших левых поворотах на просачивание на 6-8 полосных дорогах.

Надо сказать, что в этой ситуации у ГИБДД и «организаторов движения» есть оправдание: двухфазный цикл на перекрестке любой ширины ГОСТу формально не противоречит! (Впрочем такое положение дел продлится еще неделю, до 28.02.14, а затем десятки тысяч подобных светофоров по всей стране окажутся «вне правового поля»; но об этом будет отдельный пост).

Теперь разберем пример иного рода: когда практически все должностные лица страны требование действующего ГОСТа игнорируют. Речь идет о белых контурных экранах на светофорах с дополнительными светофорными секциями.

Зачем нужны белые экраны на светофорах
Все просто: если "стрелка" не горит, а экрана нет, в темное время суток водитель может "стрелку" просто не заметить. И повернет налево или направо на основной зеленый, регулирующий движение в других направлениях.
Сравните 2 иллюстрации: светофор с белым контурным экраном и светофор без него. На первом очевидно, что поворот направо выполняется под дополнительную стрелку. На втором секция теряется на темном фоне.

Светофоры.png

Стрелку без экрана легко проморгать не только в темноте. Вам может помешать погода (туман, дождь, снег) или любой темный предмет на фоне стрелки (темный щит, столб, дерево, здание). Между тем, по ПДД поворот при негорящей стрелке равносилен проезду на запрещающий сигнал и наказывается штрафом 1000 рублей (повторный проезд на красный - 5000 рублей или 4-6 месяцев лишения прав). Но беда не только в наказании без вины, а еще в опасности, которую нарушитель создает пешеходам и автомобилистам, идущим и едущим на свой разрешающий сигнал. Раз видимость столь плоха, что водитель не заметил стрелку – он и переходящего пешехода в черном за поворотом может не заметить!

Сколько ДТП происходит в год из-за того, что белых экранов нет и водители едут не на свой сигнал? Понятия не имею. Но не сомневаюсь, что такие ДТП есть. Не сомневаюсь и в том, что большинство опытных водителей, порывшись в памяти, припомнят ситуации, подобные описанной Александром Евсиным  в недавнем посте: «Я в темноте не заметил, что у светофора есть дополнительная секция и видя лишь зеленый свет основной секции, повернул налево. Я даже видел на островке безопасности автомобиль ГИБДД и инспектора, а вот дополнительной секции не видел, ибо было темно и фонари не работали».

Что в нормативах и как они не исполняются
Требования ГОСТ Р 52282-2004, п. 4.2.10, однозначны: установка белого экрана на светофоры со стрелкой обязательна! "При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения. При этом светофор должен быть оборудован экраном белого цвета прямоугольной формы (либо повторяющей контур светофора) с закругленными краями и выступающим за габариты светофора не менее чем на 120 мм."

Однако чудесным образом городские и областные власти, подчиненные им организаторы движения и надзирующие подразделения ГАИ как будто дружно и молчаливо договорились на ГОСТ и белые экраны забить большой болт. Приятное исключение составляют только Москва и Санкт-Петербург, хотя и в этих мегаполисах экраны стоят не на всех светофорах со стрелками.

Часто бывает и так, что процитированный выше пункт ГОСТа ответственные (безответственные?) за организацию движения умудряются на одном светофоре нарушить аж дважды. Они не только не ставят белый экран, но и контурные стрелки на основную секцию порой не наклеивают!

Стрелка.png

Результат: мало того, что дополнительную секцию плохо видно, так еще и не всем очевидно, нужно ли для поворота направо ждать зеленого сигнала доп.секции или можно проехать на основной зеленый во всех направлениях, пропустив других участников движения.

Считаете проблему надуманной? Посмотрите интересную дискуссию и опрос по "зеркальной" ситуации (поворот налево на основной сигнал при не горящей левой доп. секции) на форуме drom.ru. 60%, даже видя доп. секцию, повернули бы на основной сигнал, т.к. на нем нет стрелок, а лишь 40% предпочитают подстраховаться и дождаться сигнала секции. Излишне говорить, что такая двусмысленность не только опасна для пешеходов и встречных автомобилистов, но и служит настоящей "кормушкой" для недобросовестных инспекторов ДПС.

В чем причина? Стоимость экранов и контурных стрелок крайне невелика, так что обычная отговорка «нет денег» тут не проходит. Думаю, речь идет о смеси пофигизма и саботажа со стороны разных органов власти на местах. Строители-установщики светофоров экраны не ставят. Заказчики (органы власти) их не требуют. А подразделения ГИБДД, которые имеют право предписывать устранять нарушения ГОСТов, своими обязанностями пренебрегают. 

Что делать, если видите светофор не по ГОСТу
В Москве за светофоры отвечает ГКУ «ЦОДД». Служба эксплуатации обязана оперативно исправлять любые несоответствия светофоров ГОСТу. Сейчас, по данным ЦОДД, ремонт технической поломки светофора занимает от 1 до 36 часов. Отсутствие белого экрана на светофоре с дополнительной секцией – такое же нарушение ГОСТ, как перегоревшая лампочка в светофоре или неработающая вызывная пешеходная кнопка! И оно должно быть оперативно устранено.

Для этого достаточно потратить несколько минут и написать на сайт http://gucodd.ru/ или позвонить по телефону диспетчерской ЦОДД (495) 625-08-50. Этот телефон многие сотрудники Probok.net забили себе в мобильный и не стесняются туда звонить каждый раз, видя сбитый знак, сломанный светофор или светофор без белого экрана. Если на вашу заявку не отреагируют в течение 1-2 недель, можно написать на сайт повторно, сообщив фамилию диспетчера и дату подачи жалобы. А если и это не поможет, тогда можно написать в ГИБДД Москвы, чтобы они выдали ЦОДД предписание установить белый экран.

Что касается остальных регионов России, обратиться можно как в местные органы власти, ответственные за организацию движения (аналог нашего ЦОДД, в каждом регионе он свой и называется тоже по-своему), так и в ГИБДД (в порядке дорожного надзора).

Еще я бы предложил написать письмо в ГИБДД России с просьбой выдать всем территориальным подразделениям строгое указание: за наличием белых экранов на светофорах следить и выдавать предписания местным органам власти их устанавливать. Probok.net, кстати, 1,5 года назад такое письмо в ГАИ России направил, но результата на местах не последовало.

А как обстоят дела с белыми экранами на светофорах в вашем регионе? Как быстро устраняют другие неисправности светофоров и знаков? Есть ли у вас опыт жалоб в местные органы власти и ГАИ?

					
Источник:  http://crusandr.livejournal.com
Короткая ссылка на новость: http://www.dorogibezproblem.ru/~JQERH

Возврат к списку