Внутренний монолог о Ликсутове, транспорте и политике

Внутренний монолог о Ликсутове, транспорте и политике
4 февраля 2014

Мнение блогера Евгения Шульца о работе Департамента транспорта


- Нет, серьезно. Я очень уважаю Максима Станиславовича: это такой человек!.. Даже Кац, - вы знаете, как я уважаю Каца, - сказал про Ликсутова, что это голова. Но я вам скажу, Шура, Кац - осел! Ей-богу, это такой дурак... Просто жалкая, ничтожная личность! А против Ликсутова я ничего не возражаю. Но мне кое-что не нравится. Вам, Шура, я все скажу как родному. 

Этой, немного перефразированной фразой из «Золотого теленка» я решил начать тему, про то, что я думаю о работе Ликсутова в свете большого количества информации, которое на меня обрушилось в последние пару месяцев… и как это повлияло на мое мнение лично о Ликсутове и о работе Департамента транспорта, который чуть не превратился в Департамент велосипедов. 


Первое. Департамент транспорта, действительно занимается транспортом. Совершенно непонятно, зачем был разведен этот глупый спектакль с гипертрофированным освещением велосипедной темы. Есть у меня одна версия… Это отголоски общей нелепой политики Medvedev-style, представители которой вдруг решили, что «попсы мало не бывает» ,«пипл все схавает», «быстрее делать добрые дела» и «краудсорсинг+общественники всему голова». Как обычно, в итоге все это оборачивается натуральным вредом…

Второе. Самое мощное достижение Дептранса заключается в построении системы мониторинга движения, равному которому до сей поры Москва не знала. Наконец-то стало возможным на основании объективных данных понимать, что происходит в городе, а это необходимое условие грамотного управления транспортом и вообще – развитием города.

Третье. Впервые за долгое время, наконец построены работоспособные и адекватные реальности транспортные модели всей Москвы.

Четвертое. Огромное полезное дело Ликсутова – это создание уже действующего ЦОДД и пока еще не заметной МАДИ + системы фото и видео фиксации нарушений ПДД. Это есть инструменты проведения в жизнь не только той транспортной политики, которую Ликсутов собирается проводить, но любой другой!

1,2,3,4 пункт я видел лично и могу сказать, что это правда. Реально работа проделана немалая и в целом, сделана хорошо, хотя, безусловно, предела совершенству нет, и есть еще куда двигаться…Есть и многое другое, но там уже очень специальные темы, каждая из которых реально важна, но к сожалению малоинтересна широкой аудитории.

Пятое. А вот с пятым пунктом все грустнее… Та политика, которую Ликсутов намеревается проводить и уже проводит, подразумевает личные автомобили досадной помехой на пути к светлому будущему… По моему мнению, это краеугольный камень того ошибочного фундамента, на котором базируется политика Дептранса, весь существующий негатив этой политики, есть просто следствие этого тезиса.

И вот об этом стоит поговорить подробнее, отдав должное Ликсутову, как человеку, который уже смог создать неплохие глаза и руки новой системы управления, но мозгом ее еще не наделил. Лично у меня сложилось впечатление, что в настоящий момент, политика управления движением действительно находится на перепутье. Поэтому, все-таки стоит сконцентрироваться на том, чтобы в мозгу ум появился, а не кричать, какие плохие руки и глаза. Ибо они, на самом деле – хорошие. Мозг – плохой. Уточняю - у системы плохой. У Ликсутова с этим все в порядке:)

При этом, познакомившись с его системой взглядов, я абсолютно убежден, что своих целей он добьется – пробки будут приведены в нормальное для большого мегаполиса состояние. Тут вопрос только в той цене, которую должны будут заплатить жители… И в том количестве нестыковок, ошибок, конфликтов и эксцессов, через которое необходимо будет пройти.

Быть может это наивно, но я питаю надежды, что если Ликсутову показать иной – не связанный с массовой атакой на автовладельцев и в тоже время РЕАЛИСТИЧНЫЙ путь выхода из транспортного коллапса, то он его возьмет на вооружение, ибо целенаправленного желания ущемлять автовладельцев из-за иррациональной ненависти, присущей членам секты свидетелей Трамвая, он не имеет.

Теперь, чтобы понимать, почему я считаю продуктивным диалог с Ликсутовым, кое-какие личные впечатления о нем:

1. Это человек очень работоспособный, дисциплинированный и нацеленный на достижение поставленной перед собой цели. Это доказывает не только мое субъективное впечатление, но и его жизненный путь – от попадания в книгу рекордов Гиннеса за спортивные успехи, до заработанного миллиардного состояния и списка Форбс и оканчивая нынешним его положением – заместитель мэра Москвы. Безусловно, где-то ему просто выпал шанс и повезло, но шанс дело такое… Шанс - одолжение для подготовленного.
2. Он прекрасно понимает что делает. От концепции, до частных деталей, в которые он по мере возможностей всегда вникает. При этом не впадает в состояние «за деревьями не вижу леса». Очень гармоничное сочетание видения концепции и знания деталей.
3. Он циничен, но не лицемерен. Циничность в том смысле, как форма высшей откровенности.
4. Цель Ликсутова на нынешней должности - наведение порядка в области дорожного движения, развитие общественного транспорта, ликвидация пробок. Придание Москве нового качества жизни за счет улучшения транспортной составляющей. Зачем? Погуглите про пирамиду Маслоу.
5. Ликсутов не филантроп и не народник, но и не засланник буржуинов, которые только спят и видят, как бы еще народной кровушки попить.
6. И самое важное, что и определяет в данный момент политику, проводимую в жизнь Ликсутовым. Ликсутов идет к цели по кратчайшему ВОЗМОЖНОМУ пути, не вдаваясь в рефлексию по поводу идеальных идеальностей... И вот об этом мы поговорим подробнее.

Реальность такова, что реализация эффективной политики по избавлению Москвы от пробок попросту не может не вступить в противоречия с несколькими группами интересов:

1. Интересы бизнеса
2. Интересы государственных органов управления
3. Интересы населения

Надо сказать, все группы ведут себя плохо. Лично мое мнение, коренная проблема в существующих пороках гос. управления (формализм, безответственность, круговая порука на фоне восприятия должности, как средства обогащения и целый ряд следствий из этого) которые порождают особо хищническое поведение бизнеса + уже взаимная накачка власти и бизнеса всеми своими пороками… а в этом водовороте грехов и население не отстает, видя дурной пример со всех сторон… да и нет особенно-то другого выхода у населения… Хочешь жить – умей вертеться.

Теперь снова к Ликсутову. Ликсутов – технократ. Что это значит в данном случае? Анализируя, каким образом достичь поставленной цели он, условно говоря, крутит модель с разных стороны и выбирает как оптимальнее достичь поставленных целей. Все это в условиях крайне сжатых сроков и крайне нетерпеливых высших руководителей, которые постоянно требуют успехов. Натурально, в стиле «6 утра – подъем. с 8 утра до 10...- ПОДВИГ! « (с) 

Что означает для Ликсутова термин «подвиг»? Уменьшение пробок – в первую очередь, как наиболее заметного индикатора транспортной обстановки (что немаловажно, наиболее заметного не только для населения, но и для нетерпеливых начальников). Как наиболее просто это сделать? Элементарно! Уменьшить количество автомобилей. Как уменьшить количество автомобилей? Увеличить стоимость его использования и препятствовать его использованию.

Ликсутов начинает проводить политику взимания платежей с населения с целью дестимуляции использования автомобилей. И?... Население – ПЛАТИТ. Никаких достойных серьезного внимания акций протеста не происходит. Жители, максимум, пассивно пытаются уйти от оплаты. Есть даже дурачки, которые вообще испытывают мазохистское удовольствие от процесса взимания с них денег за воздух, но это скорее исключение. У большинства эмоции негативные. Но факт остается фактом – кое-какие плоды такая политика дает, а неприятностей, достойных внимания, Ликсутов не получает. Поэтому, делает следующий шаг. Именно такова была эволюция платных парковок. Лягушку варили в течении года. И она не заметила, как сварилась. Платные парковки уже по Садовому и скоро расширение до ТТК.

Я считаю такой подход громадной ошибкой, которая пока незаметна только в силу инерциальности процессов, особенностей русского менталитета, особенностей социального состава москвичей и недостаточной системой контроля и плохой собираемостью штрафов. Т.е. фактически получается ситуация, что пугливые платят, непугливые ведут себя как хотят. Надо сказать, что лафа эта заканчивается, ибо даже невооруженным взглядом стала видна работа ЦОДД, т.е. контроль резко усилился. Таким образом, отсчет начала проблем текущей политики следует начинать не от точки формального введения платности, а с момента НАСТОЯЩЕГО КОНТРОЛЯ. Второй этап - СОБИРАЕМОСТЬ ШТРАФОВ. Вот только тогда Ликсутов и вся городская власть получит обратно ту дозу ненависти, которая уже копится в жителях...

Самое интересное, что избежать всех этих проблем можно всего лишь разумным применением именно тех инструментов, которые Ликсутов уже создал, за что ему большое спасибо. Но пока оно неразумно, несправедливо и раздражительно. Надеюсь, рано или поздно это изменится.


Причина такого поведения одна - целесообразность поведения в условиях сложившейся системы отношений. Ликсутову проще достичь поставленные цели, через подвинутые интересы населения, нежели чем пытаться двигать интересы бизнеса или наводить порядок в системе управления городом. И дело не в личном сволочизме, а в СИСТЕМЕ власть-бизнес-общество, которая попросту выплюнет неудобный винтик… Тут ярче всего проявляется та закономерность, о которой часто говорит Михаил Делягин – будут жертвовать всегда интересами слабейших, а сегодня - это население! Часть этого населения ведет себя как натуральное стадо, а другая настолько истерична, что ей такие «мелочи» неинтересны – им тут же свергать Путена надо. О том, что есть разумная середина и право отстаивать СВОИ интересы – это понимают немногие.

Рассуждая над этим, лично я прекрасно понимаю, что та линия поведения, которая выбрана Ликсутовым… это действительно самый эффективный КОРОТКИЙ путь к цели для СУЩЕСТВУЮЩИХ условий. Но я понимаю и другое. То, на что в суматохе погони за успехами, которое требует начальство и ожидает население, Ликсутов закрывает глаза. Хотя тоже понимает…. Я это чувствую:)… Что же это такое?

Это - нарастающее недовольство автовладельцев (а это напомню практически КАЖДАЯ семья в Москве) постоянно закручивающимися гайками на фоне отсутствия видимых усилий по устранению глубинных причин транспортных проблем – несбалансированной структурой занятости, неурегулированными отношениями с Московской областью, ненасытными аппетитами строительного бизнеса (тут речь не о Хуснуллине, а о частных компаниях), какой-то самопогруженности власти, которая не может выстроить систему отношений так, чтобы строительный бизнес смог играть в долгую – а именно это необходимое условие того, чтобы начали массово строиться не бесконечные «элитные» кварталы, а объекты инфраструктуры – в первую очередь, транспортные. На все на это накладывается бесконечные проблемы с очевидной отсталостью буквально всех отраслей от необходимого уровня и т.д. и т.п. Тут целый роман можно написать.


Но почему-то вместо того чтобы «Лучше день потерять, потом за пять минут долететь» руководство города с первого дня со всей страстью окунулось в безнадежный марафон, который в итоге просто не может не кончиться ничем, кроме тактических успехов на фоне неэффективно потраченных денег, стратегического отставания, усугубления существующих проблем и т.д. и т.п.

Итог виден уже сейчас: исчерпан запас тех проектных решений, которые были разработаны для Москвы давным-давно и реализовывались сейчас только потому что появились деньги на это. Сегодня заканчивается и то, и другое - и готовые проекты, и некогда бездонный бюджет, который теперь надо экономить... Поэтому включается на полную катушку ресурс дискриминационный – необоснованные запреты, плата за воздух и т.д. и т.п. При этом, мы уже сегодня видим, как изначально верный курс – «больше транспортной инфраструктуры – меньше недвижимости» стал медленно но верно разворачиваться в привычное русло – интенсивность развития транспортной инфраструктуры (метро, развязки, парковки, ТПУ и т.п.) стала падать, а вот строительство недвижимости, напротив вновь начало расти, ярчайший пример – Ходынка. Все это на фоне странного в текущих условий украшательств, типа пешеходных набережных, гранитных урн на Тверской и т.п. совершенно второстепенных для города вещей, при этом стоящих весьма немалые деньги.

Вопрос мой состоит в следующем. Ну почему… ПОЧЕМУ, вместо того, чтобы устранить очевидные проблемы управленческого плана, проблемы взаимодействия с бизнесом (и строительным, и транспортным и др.) власть упрямо желает осчастливить всех в кратчайшие сроки, и в результате этого странного альтруизма все глубже проваливается в болото?

Уверяю, проблемы эти намного глубже, чем видит, например, Алексей Навальный… Проблема с жуликами и ворами, которые врут и воруют есть, но она не фундаментальна для города. Да, без них было бы получше. Процентов на 10 максимум. Тут гигантский пласт всевозможнейших проблем - от ГОСТов и СНИПов до бестолкового заокнодательства, от наглой, но бестолковой молодежи – до незаменимых стариков, с отвратительным нравом и нежеланием изучать компьютер… от отсутствия конкуренции на рынке большого транспорта и строительства, до амбиций Минобороны и прочих силовиков, которым до сих пор необходимо метро, как убежище от ядерной войны… (хотя какие проблемы было назвать новые станции не метро, а подземным трамваем?:) да и например построенная еще в СССР Филевская линия наполовину идет по поверхности).

Короче все упирается с одной стороны в жутко завышенные НОРМАТИВНЫЕ рамки и в ужасающую отсталость реальных исполнителей. Постоянные - поистине византийские страсти за доступ к телу и т.п. Постоянно висящий дамколов меч наказания и «переговорщиков», которые все разрулят… Сверх централизация финансовых потоков и управленческих решений и почти полная бесконтрольность их освоения и выполнения… Все это порождает замкнутые круги, когда с одной стороны всех пересажать можно за все, а с другой с кем-то ведь работать надо… Вот так вот и получаются «любовные экстазы» в определении В.В. Путина, которые в итоге становятся метастазами для всего города.

В сложившихся условиях, мне понятно, что Ликсутов – соответствует своей должности в полной мере. При этом вреда от него сегодня немало:) Вот только вред этот обусловлен не его личными качествами, а свойствами той системы взаимоотношений власти-бизнеса-населения, в которую он попал. И будь условия другие – он был бы не относительно хорош, а безупречно прекрасен:)

Так что, если завтра, например, Ликсутова снимут из-за расследований Навального (что естественно очень вряд ли, т.к. совершенно очевидно, что это банальная заказуха и наброс на вентилятор, который вообще сработал только из-за уже скопившейся ненависти среди населения - если кому интересно обосную позже), то НИЧЕГО не поменяется. Поставят идеального серого человечка, с которого икону можно будет писать… настолько он будет неуязвим для критики его личности. Идеальная будет марионетка. Причем руководить им из тени будет тот же самый Ликсутов или его функциональный аналог:) Политика все равно будет та же. Причина проста. Эволюция дело такое… Окружающая среда – самый мощный фактор естественного отбора. А среда сейчас эта вот такая. Такая какая есть. И очень жаль, что усилия руководства города по исправлению этой ситуации – минимальны.

ПОЛИТИКА

Между тем, из-за политики Дептранса (как наиболее заметного департамента для массовых слоев населения) начали расти политические риски. Да, у нас пассивное население. Но это до тех пор, пока все думают, что их ничего не касается. Ликсутов упрям и настырен – он умеет добиваться своих целей. Поэтому в итоге это коснется каждого. Уже сейчас кол-во машин ЦОДД и эвакуаторов выросло неимоверно и они проводят довольно жесткую политику. Я бы сказал – бессмысленно жесткую. Скоро добавятся инспектора МАДИ… При этом отношение у меня двойственное. Даже тройственное.

1. Я не понимаю, как у нас так устроено государство, что даже Собянин не смог совладать с ГИБДД Москвы и вынужден был делать собственную дорожную недополицию. Самое-то простое было заставить ГИБДД следить за порядком на дороге.. Ан нет.

2. Я доволен, что в Москве появилась хотя бы недополиция, которая следит за порядком на дорогах.

3. Я недоволен, что установленный порядок очень негибок и в итоге бессмысленно жесток. Примеры: я не понимаю, почему ночью нельзя ездить по выделенке, я не понимаю почему ночью надо платить за парковку на пустой улице, я не понимаю почему на всей Тверской (ВСЕЙ!!!) запрещена парковка, я не понимаю почему эвакуаторы забирают машины, которые не никому не мешают и т.д. и т.п..

В таких условиях политические риски для руководства городом состоят в том, что неимоверно возрастает риск на выборах в Мосгордуму получить большие проблемы. Проблема эта называется КПРФ и Навальный, которых сейчас власть с невиданным упорством снабжает ВОЗМУЩЕННЫМ ЭЛЕКТОРАТОМ. Фактически собственными руками кует армию сопротивления. 


И если с КПРФ еще как-нибудь договорятся, то с Навальным, вернее с толпами малолетних дебилов (с) (да, это к сожалению так, несмотря на всю благость генерального лозунга - "не врать и не воровать"), которые под благими лозунгами запросто могут наводнить Мосгордуму в неимоверных количествах договориться будет сложновато. Там будет протест ради протеста и дележ поляны на фоне «Все зассали, а мы победили». До основания, а затем… Что будет «затем» малопонятно, ибо любой ответ Навального по смыслу сильно напоминает спичи Путина, причем от отношения к гомосексуалистам и кончая принципом не вмешиваться в нижние слои управления, совмещенным с очевидным удовольствием от любви масс. Это парадоксальным образом бьет и по позициям кремлеботов и по позициям охранителей:)) Но вы подумайте об этом. В любом случае, лично мне кажется, что и у Навального есть свой кооператив «Озеро» (вон, даже Венедиктов и тот половину своей школы на Эхо притащил и диктаторствует там десятилетиями:). А если такого кооператива нет, то им или придется обзавестись, либо тебя сожрет другой кооператив:) Об этом стоит задуматься… Мы же все-таки в реальном мире живем.

Но вернемся к теме… Итог будет простой. Уже сейчас мэр города и Мосгордума могут себя взаимно аннигилировать в полном соответствие с законом. Подробнее почитайте тут http://eugenyshultz.livejournal.com/522254.html. Не происходит это по очевидной причине – Мосгордума на 90% состоит из депутатов Едра вообще без собственного мнения – что им подсунут, за то они и голосуют . Естественно, и Собянин, и Платонов игнорируют имеющиеся возможности по взаимной аннигиляции:) Но если Дума будет состоять примерно из 30% Едра, 30% КПРФ и 30% Навального с вкраплениями Гражданской платформы и т.п.? А именно к этому все идет если выборы будут ЧЕСТНЫМИ. Так вот если это произойдет – это будет феерический политический кризис всего города и полная стагнация вообще всего. Мне бы этого не хотелось. Впрочем, не хотелось бы и заморозки сегодняшней ситуации.

При наличии политических рисков существует и вероятность откровенного бунта, но она не высока.. все же из-за суммы в 10 тыс. рублей в месяц вряд ли кто бросит на чашу весов все свое благополучие и ударится в борьбу с режимом:) Но, поддерживать и морально одобрять все, что делают противники власти, при этом в штыки воспринимая ВСЕ исходящее от власти – это не просто вероятно, это НЕИЗБЕЖНО при сохранении таких тенденций. А на спрос всегда найдется предложение… Да и переход из состояния пассивного неприятия в состояние активного противодействия в русском народе, как правило, происходит неожиданно и резко. И даже не всегда по причине, служащей основным источником недовольства.

На фоне всего этого очень вероятно развитие целого пласта других негативных явлений, типа оформления автомобилей на каких-то родственников, которым плевать сколько у них штрафов... и логического завершения этой линии – рождению нового вида услуг – зиц-собственников автомобилей. Пока же даже не решена проблема взимания адм. штрафов, в результате мы имеем их постоянное увеличение и другие нехорошие последствия.

В общем, странная ситуация... С одной стороны я вижу, что Ликсутов уже сделал много инструментов управления, которые по любому необходимы при реализации ЛЮБОЙ политики + что крайне важно, открыт к взаимодействию и постепенно начинает двигаться в правильном направлении, а с другой… С другой стороны, наблюдая деятельность Дептранса, порой так и хочется воскликнуть:


- Вы знаете, Шура, я очень уважаю Ликсутова, но я вам должен сказать: Ликсутов тоже осел! Ей-богу, жалкая, ничтожная личность!
- Но, но! - предостерегающе сказал Шумский
- При чем тут но-но? Вы только подумайте, на что он тратит наши деньги? Вы только вспомните! Зачем нам эта дурацкая контора? Сколько расходов! Одному Кацу мы платим сто двадцать. А оленьи рога за шестьдесят пять рублей! А чернильница! А все эти дыросшиватели!?..


;))

При этом мы же не будем забывать, что Бендер (хоть и был ослом по версии Паниковского:)) все-таки добился своего? Не будем. Но и вспомним, что в итоге всего этого он получил… А получил Бендер несколько не то, что желал.. Мягко говоря.

В настоящий момент, вижу главную задачу общественных движений в том, чтобы направить те инструменты, которые уже созданы Ликсутовым (а тут он сделал много полезного) на обеспечение СПРАВЕДЛИВОГО и разумного порядка на улицах города. Т.е. прекратить необоснованную эвакуацию, первым делом обеспечивать порядок, а не использовать беспорядок, как предлог для введения платности, добиваться дифференциации платной парковки по времени, месту и цене "исходя не из дурацкой идеи "дестимуляции", а из идеи управления спросом для дефицитного ресурса, вводить дифференцированный проезд по выделенным полосам (недопустимо запрещать проезд по выделенной полосе, по которой ОТ не ходит!), внедрять механизмы постоплаты за выставленные счета по парковкам (а не штраф за неоплату парковки!), добиваться снятия необоснованно установленных знаков, запрещающих остановку, добиваться обоснованных скоростных режимов на городских магистралях, требовать от властей города расширять дорожную и парковочную инфраструктуру, а не сокращать поголовье автовладельцев и т.д. и т.п., в целом делать правила более гибкими и либеральными, а контроль за их выполнением более жестким!

Короче, преисполненный пессимизма я с надеждой гляжу в будущее. Ведь ничего меня расстроить уже не может - плюс пессимизма в том, что реальность всегда приятно удивляет:)

					
					
Короткая ссылка на новость: http://www.dorogibezproblem.ru/~dLcrH

Возврат к списку